Русский сувенир
История русского сувенира из фарфора
Фарфор… При одном этом слове перед глазами возникает нечто изящное, очень тонкое и деликатное. Так оно и есть на самом деле, ведь фарфоровые изделия, принадлежащие к группе керамики, являют собой вершину мастерства и красоты. От других керамических изделий фарфоровые предметы отличаются изысканной полупрозрачностью, которая достигается особым составом смеси. Она сходна с составом стекла и придает фарфору ту самую неповторимую гладкость и зеркальный блеск.
Фарфор бывает двух видов: твердый и мягкий. Разница их заключается в содержании используемых материалов. В твердом фарфоре более 50% содержания каолина, и его получают при высоких температурах обжига, часто более 1500 градусов по Цельсию. Мягкий фарфор, более известный как костяной, на 60% состоит из костяной муки, и его обжиг производится при менее высоких температурах, около 1250 градусов Цельсия.
В России производство фарфора началось в 1744 году с повеления Елизаветы Перовны. Для этих целей из Германии был приглашен мастер Конрад Гюнгер, работавший в то время на фарфоровой мануфактуре в Мейсене. Он считал себя знатоком, владеющим всеми секретами производства фарфора, однако при всех его талантах ему не удалось поставить производство фарфора на лад. В конце 1744 года в ученики к нему был приставлен Дмитрий Виноградов, к тому времени окончивший Академию горного дела в немецком Фрейберге.
И только благодаря Виноградову в России удалось разработать свою технологию производства и разработать собственный состав русского фарфора.
Поначалу это были небольшие по размеру вещицы, которые, в основном, изготавливались для именитых особ. В качестве русских сувениров изготавливались табакерки различных форм, шахматные фигуры, колокольчики, пуговицы, блюдечки, подсвечники, декоративные цветы.
Далее мануфактуру провозгласили первым в России заводом по производству фарфора. Его назвали Императорский фарфоровый завод (или Ломоносовский). Он также является и третьим по счету в Европе. Русские сувениры, выполненные из фарфора мастерами Императорского фарфорового завода, высоко ценились и пользовались огромной популярностью в Германии, США и Великобритании. Сервизы из русского фарфора дарили президентам и премьер-министрам. Отечественные фарфоровые сервизы украшали столы во время торжественных приемов.
Есть вещи, которые олицетворяют взыскательный вкус, достаток, стабильность и уверенность в себе. Есть предметы роскоши, стремление к обладанию которыми нельзя осуждать. К ним относится и именной элитный фарфор работы известных мастеров. К примеру, подарить молодоженам на свадьбу такой русский сувенир, как фарфоровый чайный сервиз или фарфоровую вазу считается признаком особенного расположения. Ведь при бережном отношении этот сервиз увидят их внуки и правнуки.
По оценкам экспертов, русский фарфор является признанным лидером рынка посуды. Российские производители «белого золота» значительно расширяют ассортимент выпускаемой продукции, уделяя пристальное внимание таким предметам, как часы, ювелирные изделия, чайники, бюсты, мозаики из фарфора для декорирования интерьера.